Вторник, 22.09.2020, 17:43
Приветствую Вас Гость | RSS

НРМОБУ "Салымская СОШ №1"

Меню сайта
Ресурсы


Каталог статей

Главная » Статьи » Актуальные публикации » Для вас, родители

Психолого-педагогическая характеристика современных подростков

Психологические особенности подростков

( «Психолого-педагогическая характеристика современных подростков»)

Ведущий вид деятельности -           общение со сверстниками

Психологические задачи подросткового возраста - это задачи самоопределения подростка в трех сферах: психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), сексуальной и социальной.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физиологические перемены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Заметно меняются пропорции всего тела. Замедлившийся было рост, вновь вступает в свои права, причем большее увеличение падает не только на длину туловища, но и конечностей (особенно рук). Благодаря этому фигура подростка получает неуклюжий, нескладный вид. Отдельные части тела кажутся недостаточно точно пригнанными друг к другу. Отсюда и движения являются также недостаточно правильно координированными.
  • Увеличивается рост мускульной силы.
  • Из-за усиленной затраты энергии для роста тела организм подростка быстро утомляется.
  • Сердце увеличивается примерно в 2 раза, диаметр же артерий дает значительно меньший прирост; соответственно этому усиливается кровяное давление.
  • Мозг, достигший уже достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению: начинается усиленная деятельность ассоциационных  волокон. Т.е.  подросток реально становится готов к полноценной психической саморегуляции («тормозит корой подкорковые импульсы»)
  • Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез. Их усиленная деятельность обусловливает ряд внешних перемен, легко подмечаемых самим подростком: появление вторичных половых признаков, менструации, семяизвержения. У подростка проявляется прямой интерес к  собственному физическому Я.

2

 

 

 

 

 

 

Потребности, влияющие на реализацию психологических задач подростка

 

 

 

  • физиологические потребности, дающие импульс  физической и сексуальной активности подростка;
  • потребность в безопасности, которую подросток находит  в принадлежности к группе;
  • потребность в независимости и эмансипации от семьи;
  • потребность в привязанности (дружбе, любви);
  • потребность в успехе, в проверке своих возможностей;
  • потребность в самореализации и развитии собственного «Я».

3

 

 

 

 

Развитие познавательных процессов у подростков

 

 

  • Достижение познавательными процессами высшего уровня их развития (произвольность внимания, памяти) - произвольности и речевой опосредованности;
  • Становление теоретического интеллекта (развитие абстрактно-логического мышления);
  • Совершенствование практического мышления;
  • Развитие общих и специальных способностей.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные характеристики формирования личности подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношений к людям, оценку этих людей;
  • Главные мотивы поведения подростков связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию: самопознанию, самовыражению, самоутверждению;
  • Развитие новой формы самосознания - возникновение у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки;
  • Формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. У подростков дружеские отношения формируют чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, проникновение во внутренний мир друга. При отсутствии положительного опыта формируются отрицательные качества;
  • Формируются волевые качества личности (целеустремленность, упорство, ответственность за свои действия), идет становление (развитие) характера;
  • Развиваются деловые качества личности, организаторские способности;
  • Развиваются познавательные и творческие интересы. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, которые связаны с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом.

5

 

 

 

 

 

 

 

Психологические новообразования

 

 

 

 

 

 

  • чувство взрослости;
  • способность к идентификации (как субъект социальных отношений, как мужчина-женщина и пр.);
  • привязанность к сверстникам, «кодекс товарищества»;
  • новый уровень самосознания, появление склонности к рефлексии;
  • интерес к собственной личности и положению в обществе;
  • совершенствование воли и характера;
  • повышенный интерес к совместному, профессиональному, творческому труду.

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические причины конфликтов между подростками и взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

  • У взрослых сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку;
  • Противоречия у подростка между представлениями о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права;
  • Расхождения представлений взрослых и подростков о характере прав и мере самостоятельности подростка;
  • У взрослых остается привычка  направлять и контролировать подростка (которую ломать трудно, даже при сознании необходимости);
  • У подростков сохраняются, особенно в начале подросткового возраста, детские черты в облике и поведении, иногда наблюдается отсутствие потребности действовать самостоятельно.
  • Подросток  был и остается воспитанником, учеником (объектом, а не субъектом  обучения-воспитания);
  • Подросток полностью материально зависит от родителей

 

Возраст

14-15 лет

15-16 лет

16-17 лет

Класс

9 класс

10 класс

11 класс

Особенности возрастного периода

Окончание возрастного кризиса

Стабильное психическое развитие

Стабильное психическое развитие

Социально-педагогическая ситуация

Канун резкого изменения

меняющаяся

Канун резкого изменения

Основные задачи развития

Развитая способность к целеполаганию в учебной и других видах деятельности. Овладение способами добывания знаний.

Психологическая готовность к принятию новой социальной роли и позиции. Появление зрелого познавательного мотива. Развитие мыслительных способностей до уровня формальных операций(хотя бы в стадии их становления).

Профессиональное и личностное самоопределение. Психологическая готовность к смене социальной позиции.

Перспективные задачи развития

Определение места своего Я в более широкой системе социальных связей и отношений, начало профессионального самоопределения.

Формирование чувства значимости способности к самообразованию и психологическому саморазвитию.

Становление личностной и гражданской позиции. Готовность к ответственным социальным отношениям.

Профилактика отклонений

Диагностика эмоционольно-личностного развития. Консультирование по проблемам саморазвития, самоконтроля, общения.

Расширение социального и личностного опыта. Контроль за эмоциональным состоянием.

Обучение умению делать выбор, обозначению и расширению жизненных перспектив.

Коррекция нарушений

Диагностика уровня сформированности логического мышления. Создание учебной среды, способствующей становлению формальных операций.

Оценка социально-педагогической ситуации с точки зрения её соответствия личностному развитию и волевым возможностям учащихся. Определение интеллектуальной и мотивационнй готовности к обучению в старшей школе.

Работа, направленная на снятие страхов перед будущим и на отреагирование чувств. Обучение навыкам саморегуляции (психологическая подготовка к экзаменам).

Развитие возрастных возможностей

Создание условий для изменения социального статуса старшеклассников. Формирование готовности к выбору профиля обучения. Расширение социального опыта. Построение учебного процесса, способствующего развитию интереса к исследовательской деятельности.

Создание психологически безопасных условий для примерки и проживания новых социальных ролей и позиций. Развитие интереса к собственной интеллектуальной деятельности, развитие учебной самостоятельности.

Развитие навыков ближнего и перспективного целеполагания. Профориентационная работа. Создание условий для проявления самостоятельности в учебной и общественной жизни.

По материалам  «Школьного психолога» №36 1999 год «Возрастная периодизация» Битянова М.Р.

Бояршинова Л.Ф., психолог

Категория: Для вас, родители | Добавил: ГерманЛА (07.05.2015)
Просмотров: 1226 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Почта доверия

Форма входа
Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Погода в Салыме


Салымская средняя общеобразовательная школа №1 © 2020
Используются технологии uCoz