Вторник, 22.05.2018, 01:35
Приветствую Вас Гость | RSS

НРМОБУ "Салымская СОШ №1"

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Актуальные публикации » Учебно-методическая работа

Психологический климат в классе

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ

(В помощь учителю)

    «ПОДОБНО  ТОМУ,   КАК   В   ОДНОМ КЛИМАТЕ   РАСТЕНИЕ   МОЖЕТ ЗАЧАХНУТЬ,  А  В  ДРУГОМ  ПЫШНО  РАСЦВЕСТИ,  ЧЕЛОВЕК  МОЖЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ВНУТРЕННЮЮ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ   И   БЫТЬ  ХОРОШИМ     РАБОТНИКОМ  В   ОДНОМ   КОЛЛЕКТИВЕ     СОВЕРШЕННО   ЗАХИРЕТЬ   В  ДРУГОМ»

                                           В.Б. Ольшанский

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ – эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива.
  • СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА – преобладающее эмоциональное состояние в коллективе, отмеченное за определённый отрезок времени.
  • БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ – стимулирующий, способствующий продуктивной совместной деятельности и развитию каждой личности.
  • НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ – тормозящий, препятствующий совместной деятельности и развитию личности.

 

БЛАГОПОЛУЧНАЯ     ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ     АТМОСФЕРА

         Каждый классный руководитель, наверное, хотел бы, чтобы в его  классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.

    • Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность)
    • У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
    • Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.
    • Все члены коллектива должны быть способны ставить определённые цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.    

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ В КЛАССЕ

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ученик в классе,  можно использовать следующие методы, формы и приёмы работы.

           НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТЬМИ. При наблюдении за ребёнком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости – он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосёт палец или держит руки во рту.

           Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания, свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности.

         После того как вы проанализируете ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно.

 

 Для того чтобы класс, школа стали для ребёнка тем местом, где они чувствуют себя уютно, учитель может использовать такие приёмы.

   

 УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ПРОСТРАНСТВА, СОЗДАНИЯ «ДИЗАЙНА» КЛАССА. Прежде всего стоит обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной. Некоторые идеи можно воплотить в жизнь.

СОЗДАНИЕ ПРАВИЛ КЛАССА. Эти правила должны быть понятны всем, и быть принятыми одноклассниками. Каждый должен принять участие в их создании.

 СОЗДАНИЕ «ДНЕВНИКА КЛАССА». Каждый может заполнить в нём страничку о себе.   ПРОВЕДЕНИЕ «ДНЕЙ КЛАССА». Стоит придумать для него специальные ритуалы.

 СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ УВАЖЕНИЯ. Уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа – обязательное условие нормального общения. Давайте будем уважать представителя каждой национальности в классе!

  ШКАТУЛКА.  Для того чтобы сформировать у ребёнка позитивное самоотношение, его надо научить осознавать свои сильные стороны.

        Можно использовать красивые коробочки или шкатулки. Предложите детям на листочках бумаги написать свои хорошие качества. Попросите их свернуть записки в виде конфет или шариков и наполнить коробку.

        Обратите внимание на тех детей, которые затрудняются найти в себе сильные стороны («Ты помогаешь дома ухаживать за младшим братом», «Ты добр к другим, любишь животных»). Это задание можно выполнять в небольшой группе: сильные стороны ребёнку помогают найти другие дети.

ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА.  Стоит обсудить с детьми, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.

   Предложите детям ответить, что для них важнее всего в друге:

- с ним весело;

- он – добрый;

- признаёт свои ошибки;

- умеет хранить секреты;

- хорошо ко мне относится;

- надёжный, честный, верный.

Какими из этих качеств обладают они сами, и какие они хотели бы развить  в себе?

НЕИЗБЕЖНЫЕ КОНФЛИКТЫ.  Между друзьями нередко возникают конфликты. Как вести себя в таком случае? Обсуждение «случаев из жизни» позволит не только помочь детям найти правильное решение, но и, возможно, предотвратить ссоры.

  1. Твой друг часто опаздывает. В прошлый раз из-за этого вы опоздали в кино, а сегодня вот уже полчаса ты ждёшь его, чтобы пойти играть в футбол. Остаётся всего 20 минут до игры. Как ты поступишь в этой ситуации?
  2. У твоего друга плохое настроение, которое он срывает на тебе. Ты не представляешь себе, чем ты мог так рассердить или расстроить друга. Как поступить в этом случае?
  3. Ты доверил важный семейный секрет своему другу. На следующий день, придя в школу, ты обнаружил, что ещё несколько человек узнали твою тайну. Что ты сделаешь?
  4. Сегодня твой лучший друг ушел гулять вместе с вашим общим приятелем. Тебя они не позвали. Обычно вы всегда гуляли с другом вместе. Что делать в такой ситуации?
  5. Ты дал другу деньги несколько недель тому назад. Он не возвращает их тебе и ничего не говорит  о долге. Ты не знаешь, стоит ли напоминать другу о долге. Ты уговариваешь себя, что сумма на так уж и велика. Но     почему-то это тебя всё-таки беспокоит. Как ты поступишь?

 

Категория: Учебно-методическая работа | Добавил: tumb (03.03.2018)
Просмотров: 39 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

Форма входа
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода в Салыме

Салымская средняя общеобразовательная школа №1 © 2018
Используются технологии uCoz